Астраханская реклама "играет" на грани дозволенного

25.07.2015 08:43 Общество

Обещая двусмысленные услуги

Объявлениями "Квартиры: сутки, день, ночь" обклеен весь город. Не удивишь. А вот эти черно-белые листки удивили. В районе железнодорожного вокзала по всем столбам да и в других "легкодоступных" местах понаклеили рекламок довольно фривольного содержания. Говорят, они висят по всему Ленинскому району чуть ли не с весны.

AD-AMP-text

Барышни на телефоне

Несколько раз звоним по указанному в рекламном листке номеру. Сначала отвечает глуховатый дедок. Он явно не в теме. Потом откликнулись барышни. Да, действительно, фирма сдает квартиры. Условия такие-то. Приехать надо туда-то. Переспрашиваем: "В вашей рекламе написано "даем всем". – "Внимательно объявление читать надо. Мы сдаем", – отрезала одна из них.

AD-AMP-text

"Распространённый образ в сфере сексуальных услуг"

Николай Меркулов, руководитель Астраханского УФАС:

AD-AMP-text

"Любая реклама должна быть отождествлена с каким-либо физическим, юридическим лицом или ИП, который привлекает внимание к своим услугам. В данном случае мы этого не видим. Реклама должна быть достоверной, содержать исчерпывающую информацию о лице, предоставляющем услугу, обо всех компонентах, связанных с предоставлением услуги. И этого мы не видим. Реклама должна соблюдать и этические критерии. Если в ней допущены двусмысленные или нецензурные выражения, а также образы либо слова, оскорбляющие религиозные чувства и т.д., мы обращаемся к экспертам. Они и дают нам соответствующее заключение. И в дальнейшем реклама может быть признана ненадлежащей.

Как выполнена реклама? Буква "С" набрана прозрачным шрифтом, она плохо прочитывается, в результате получается совсем иной смысл. Я не эксперт. Однако женщина с полуобнаженной грудью, в фуражке правоохранительных органов – это распространенный образ в сфере определенных услуг. Конечно, экспертная комиссия при региональном министерстве образования вполне может признать эту рекламу не отвечающей принципам морали и нравственности. И на основании закона "О рекламе" такая реклама не подлежит распространению. Если бы в данном случае в УФАС поступило соответствующее заявление о нарушении закона "О рекламе" и мы бы обнаружили лицо, разместившее рекламу, то смогли бы привлечь его к ответственности.

AD-AMP-text

"Неприличная" реклама

Приемы рекламного маркетинга, когда работают только "низы", практикуются давно. В основе лежат провокация, эпатаж и готовность публики это потреблять. Собственно, с рекламной подтекстовой и визуальной двусмысленностью астраханцы уже знакомы.

AD-AMP-text

Например, на Боевой висел рекламный щит на грани фола, с "игрой" букв. Всего лишь одна черточка над буквой "Х", и текст "У вас старая кухня? А у нас скидки 50%" читался совсем иначе. Через пару дней щит исчез. Но "креатив" сработал – билборд активно обсуждали в соцсетях, реклама зацепила. А один из кандидатов в губернаторы изумлялся на предвыборных политплакатах. "Я с вас худею", – объяснял он соперникам. Кстати, такие изыски под нарушение закона о рекламе не подходят.

Сообщить "куда следует"

AD-AMP-text

Если вы сочли рекламу оскорбительной, следует обратиться с заявлением в территориальное УФАС. К заявлению нужно прикрепить все необходимые материалы, включая фотографии с места размещения рекламы. Документы можно отправлять на электронную почту to30@fas.gov.ru или по адресу: ул. Шаумяна, д. 47. Анонимные заявления не рассматриваются.

Нарушение общепринятой морали

AD-AMP-text

Недавно два случая с ненадлежащей рекламой, так она определяется в законе, вышли в топ новостей. В Ярославле тамошнее УФАС возбудило дело в отношении предпринимателя – монтажника натяжных потолков.

В рекламе своего бизнеса он задействовал образ частично обнаженной женщины, а в слогане добавил фривольности: "Натянуть может каждый, удовлетворить – профессионал". Рекламу предприниматель разместил в одной из местных газет. Как утверждают антимонопольщики, это является нарушением общепринятой морали и нравственности. Дело возбудили по ч. 6 ст. 5 федерального закона "О рекламе".

AD-AMP-text

В Удмуртии признали ненадлежащей рекламу на стекле автомобиля. Звучала она так: "Заказные убийства, шантаж, натяжные потолки". Продекларированные преступления, разумеется, рекламодатель не собирался совершать. Однако его заставили убрать ненадлежащую рекламу с машины и возбудили административное дело за нарушение двух статей рекламного закона. Сейчас оба дела находятся на рассмотрении.

Рекламные трюки играют с подсознанием

AD-AMP-text

Игорь Целовальников, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы АГУ:

"В моей практике были лингвистические экспертизы рекламы, которые проводились по обращению УФАС. Как правило, это касалось недобросовестных рекламодателей, которые намеренно вводили потребителей в заблуждение. К примеру, обещалось невыполнимое и не указывалось, чем будет в итоге расплачиваться клиент. Это продуманные рекламные трюки, и они, безусловно, играют с подсознанием потребителя. Использование подобных ходов имеет хорошие шансы на удачное продвижение продукта. Но тем больше будет разочарование потребителя, когда он ничего из обещанного не получит.

AD-AMP-text

Двусмысленность рекламных текстов привлекает внимание, на что и рассчитано. Рекламные предложения, оформленные, скажем, не совсем в корректную форму, скользящую на грани пристойного, возможно, найдут своих клиентов. Но консервативный потребитель вряд ли получит услугу, на которую рассчитывал, в полном объеме. Или ему предложат совершенно другое, что ему не нужно.