Зона особого судостроительного режима

06.08.2012 10:56 Политика

06.08.2012 14:51

На территории трех заводов собираются создать участки с налоговыми каникулами

AD-AMP-text

 

Правительство Астраханской области будет готовить заявку на открытее особой экономической зоны (ОЭЗ). Зона должна расположиться на территории трех судостроительных заводов, входящих в группу компаний «Каспийская энергия». Впрочем, уверяют чиновники и аналитики, судостроители не смогут в одиночку пользоваться налоговыми льготами особой зоны, – чтобы заявка была одобрена, в ОЭЗ придется привлечь не один десяток соинвесторов.

AD-AMP-text

 

Три – в одной

AD-AMP-text

За заявку отвечает областное министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов. ОЭЗ будет носить статус промышленно-индустриальной и должна просуществовать 49 лет. Географически астраханская ОЭЗ должна делиться на три участка.

Первый – это территория бывшего завода «Астраханский корабел», ныне – ОАО «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО). Два других – площадки судостроительных заводов «Лотос» и «Имени III Интернационала», расширенные за счет прилегающей территории. На территории всех трех участков находятся судостроительные предприятия, входящие в группу компаний «Каспийская энергия». В свою очередь, контрольный пакет КНРГ сейчас принадлежит государственной «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК).

AD-AMP-text

Представители ОСК вошли в рабочую группу по созданию ОЭЗ, рассказывают в областном Минпроме, - поскольку корпорация станет «якорным» инвестором.

 

AD-AMP-text

ОЭЗ в Российской Федерации могут быть четырех типов:

1) промышленно-производственные;

AD-AMP-text

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

AD-AMP-text

4) портовые.

 

AD-AMP-text

В 2007 году в Астраханской области появились первые планы создания свободной экономической зоны. Считалось, что лучше всего получится зона вокруг порта Оля. Тогдашний министр экономического развития России Герман Греф сразу предупредил: правительство даст добро на ОЭЗ только, если через нее будут переваливать не меньше 30 млн. тонн грузов в год (как в Санкт-Петербурге). Однако до сих пор весь астраханский транспортный портовый узел, включая Оля, переваливает лишь несколько млн. тонн в год. Проект создания портовой зоны свернули.

 

AD-AMP-text

 

1,7 миллиарда бюджетных рублей для затравки

AD-AMP-text

Поскольку решение о создании особой зоны принимает в конечном итоге правительство РФ, губернатор Александр Жилкин на днях встретился с премьером Дмитрием Медведевым.

На брифинге по итогам встречи глава области сообщил, что заявку на ОЭЗ федеральное правительство ждет от регионального до 1 ноября. И добавил, что, по его информации, ОЭЗ даст возможность создать 5000 новых рабочих мест, а на обустройство инфраструктуры потребуется 1,7 млрд. бюджетных рублей.

AD-AMP-text

Полностью закончить создание ОЭЗ планируется в 2013 году.

 

AD-AMP-text

В России в данный момент созданы или находятся в процессе создания четыре особые промышленно-производственные зоны. Это ОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского района Татарстана (район завода «КАМАЗ»), ОЭЗ «Липецк» в Грязинском районе Липецкой области и ОЭЗ «Титановая долина» (Верхняя Салда, Свердловская область). Также подписано постановление правительства РФ о создании ОЭЗ в Самарской области (Тольятти, рядом с мощностями завода «АвтоВАЗ»).

 

AD-AMP-text

 

Преференциями придется делиться

AD-AMP-text

Компании, работающие на территории астраханской ОЭЗ, должны получить полное освобождение от налогов на землю и имущество.

Став резидентом особой экономической зоны, инвесторы получат не только налоговые и таможенные преференции, но и доступ к готовой инфраструктуре и к основным транспортным артериям, а также, подчеркивают в министерстве, к системе администрирования «одно окно», упрощающей взаимодействие с регулирующими органами.

AD-AMP-text

Для судостроителей налоговые льготы должны действовать 10 лет. Масштабы таможенных преференций пока не определены.

Пользоваться льготами смогут отнюдь не только компании, близкие ОСК и КНРГ.

AD-AMP-text

Министерство промышленности уже ведет переговоры с потенциальными резидентами – новыми инвесторами будущей ОЭЗ. Для начала создания заявки необходимо подписать с ними протокол о намерениях. По словам чиновников, в ОЭЗ «может появиться производство запорной арматуры и кабельной продукции, есть желание использовать прецеренции ОЭЗ в интересах пищевой промышленности».

Губернатор уже пообещал, что получится открыть «полипропиленовое и полиэтиленовое производство, упаковочный завод, предприятие по производству энергосберегающих ламп и светодиодов, электромобилей».

AD-AMP-text

 

Что нужно для создания особой экономической зоны?

AD-AMP-text

1. Естественные экономико-географические конкурентные преимущества для будущих инвестпроектов.

2. Инвесторы, письменно подтвердившие готовность реализовывать свои проекты на территории будущей зоны.

AD-AMP-text

3. Подтвержденный объем инвестиций - не меньший, чем сумма средств, вкладываемых властями в создание инфраструктуры (подведение водопровода, электричества и прочих коммуникаций).

4. Готовая инфраструктура, которую можно использовать для нужды ОЭЗ.

AD-AMP-text

5. Обоснование роста доходов федерального, областного и местного бюджетов благодаря созданию ОЭЗ.

6. Компания, письменно подтвердившая готовность заключить с властями соглашение об управлении ОЭЗ и взявшая обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций.

AD-AMP-text

7. Успешный опыт субъекта Федерации или муниципального образования по реализации крупных инвестпроектов.

 

AD-AMP-text

Не факт, что одобрят

Согласно экспертному мнению, уже существующие судостроительные предприятия ни коим образом не смогут быть «якорными арендаторами» ОЭЗ – даже если у ОСК были на то надежды. Кроме этого, под ОЭЗ не может использоваться территория, уже находящаяся в пользовании какого-либо юридического лица, ссылается на законодательство ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Эта норма прямо касается, например, участка на территории АСПО.

AD-AMP-text

«Зоны в относительной близости от «КАМАЗа» и «АвтоВАЗа» мало связаны с этими заводами, перевод конкретного предприятия в ОЭЗ невозможен, - отмечает ведущий эксперт. - Должно создаваться полностью новое производство».

Например, в ОЭЗ «Алабуга», помимо производства стройматериалов и нефтехимии, развернул свою деятельность отнюдь не «КАМАЗ», а самостоятельная компания по производству легковушек «Соллерс».

AD-AMP-text

«Кроме того, не забывайте, что ОЭЗ создаются на конкурентной основе, - напоминает аналитик. - Еще не факт, что заявка именно вашего региона на создание зоны будет удовлетворена».

 

AD-AMP-text