Погадать на Байдена: как он обставится с миром и Россией

01.01.1970 04:00 Политика

Смена президентов США всегда оказывается центральным событием года – как-никак, крупнейшая экономика и армия мира, эмитент главной мировой валюты, от самочувствия и процессов внутри гигантской американской политической системы зависят практически все остальные страны. Достаточно вспомнить 2008 г., когда из-за, казалось бы, мелких, внутренних американских проблем с ипотечными кредитами начался один из крупнейший в истории мировых финансовых кризисов, ударивший абсолютно по всем экономикам. Многие процессы в России, к сожалению, также зависят от происходящего в Вашингтоне, хотя хотелось бы, чтобы такой зависимости не было.

AD-text
Байден не обманул ожидания: в первые же часы президентства он отменил указы Трампа о выходе из ВОЗ и Парижского соглашения по климату, подтвердив, что США возвращаются к более активной внешнеполитической деятельности. Впрочем, Трамп совершил несколько малозаметных, но от того не менее значимых и долгоиграющих «революций», которые Байден вряд ли отменит, напротив, скорее продолжит движение по «трамповому пути». Попробуем понять, как реинкарнация команды Обамы (а частично и Клинтона) отразится на мировых событиях и на событиях в России.

«На верху повестки», но в третью очередьКак раз во время инаугурации Байдена в Конгрессе США шло обсуждение кандидата на одну из ключевых должностей – госсекретаря. Кандидат от Байдена – ветеран американской внешней политики Энтони Блинкен, бывший в администрации Обамы заместителем госсекретаря (а в 90-е при Клинтоне – членом Совета по национальной безопасности). Так вот, до обсуждения российской политики новой администрации дело дошло только к исходу второго часа слушаний, хотя в наш адрес Блинкен заявил, мол, Россия на самом верху повестки. Ситуация весьма красноречивая. Скорее всего, с нами будут вести переговоры по ограничению стратегических вооружений, ядерной (а теперь и ракетной) программе Ирана, вероятно – и Северной Кореи, так как в отличие от Трампа Байден явно намерен к этой теме вернуться. Будут переговоры по климату, использованию Арктики, борьбы с эпидемиями, вероятно, еще по ряду аналогичных, часто скорее общефилософских и не самых значимых проблем, но политика «стратегического сдерживания России» будет продолжена. Повторюсь, сейчас, пока идет процедура утверждения ключевых фигур администрации Байдена, мы услышим много решительных речей в наш адрес. Реалполитик начнется позднее, когда все усядутся в кресла, но нужно понимать два факта: первый – отношения новой администрации США к нам будут более идеологизированы, более ориентированы на ценностный конфликт, чем на практическую выгоду; второй – арсенал антироссийских санкций далеко не исчерпан и в рукаве за океаном есть возможности еще больше ухудшить экономическое положение России. Будут или не будут эти меры пущены в ход – увидим, Обама был очень нерешителен в переходе от слов к делу (иллюстрация – химическое оружие Сирии), а Клинтон так вообще был «душкой». Пока наиболее вероятным станет замораживание «Северного потока-2», усиление давления в международных институтах, введение персональных санкций против отдельных российских олигархов и чиновников. Что касается применения к нам «иранского пакета», который неизбежно приведет к гиперинфляции, пока это не очевидно и эта опция так и останется «пугалкой».
Основные события следует ожидать в отношениях с Китаем и на Ближнем Востоке – в этом Байден будет скорее преемником Трампа.

Ближний Восток

Первое знаковое заявление на ближневосточную тему уже сделано: посольство США останется в Иерусалиме. То есть, следует ожидать продолжения программы Трампа по заключению двусторонних арабо-израильских мирных соглашений. Напомню, если ранее мирные договоры с Израилем были только у Египта и Иордании, то в прошлом году добавились сразу 4 арабских страны: ОАЭ, Марокко, Судан, Бахрейн. Преждевременный слив информации о закрытой встрече саудовского наследного принца Мохаммеда и израильского премьера Нетанияху осложнил продвижение переговоров с Саудовской Аравией, но, думаю, это ненадолго, Королевство давно неявно сотрудничает с Израилем по многим направлениям, в том числе и по безопасности, тем более, что враг сейчас общий – Иран.
Как раз на иранском направлении событий следует ожидать в ближайшие месяцы. Недавно Иран предупредил МАГАТЭ, что намерен приступить к производству металлического урана. По мнению специалистов, это последний шаг к производству ядерного оружия и, если ничего не изменится, Иран в ближайшие год-два сможет испытать атомную бомбу, поставив мир перед свершившимся фактом, как это сделала Северная Корея. В этом случае производством бомбы озаботится и Саудовская Аравия, а за ней и другие арабские страны. Такой мир уже стабильным не назовешь, в высокий порог применения ядерного оружия такими владельцами никто не верит.
Возможен ли возврат к ядерной сделке, которого так ожидают от Байдена? Иран заявил, что может вернуться, если США вернутся и если Ирану будет возмещен до копейки нанесенный санкциями ущерб, а с американской стороны красноречивое заявление сделала будущий руководитель Национальной разведки Э. Хейнс – мол, сначала Иран должен восстановить статус-кво, а потом будем разговаривать. В психологии это называется позиционный торг и он ни к чему не ведет. Точку поставил упомянутый Э. Блинкен – ядерная сделка возможна, но не в ближайшее время. То есть, напряженность в Заливе будет нарастать, а это совсем рядом с нами, особенно если задует моряна.
Отношения США с Турцией, судя по заявлениям, вряд ли быстро улучшатся, особенно в контексте закупки второго полка ЗРК С-400. Но Турция остаётся союзником по НАТО, и это был подчеркнуто будущими официальными лицами дипкорпуса. Кстати, в госдеп вернется хорошо нам знакомая по украинским событиям Виктория Нуланд.

На Ближнем Востоке де-факто формируются два альянса: арабские страны-Израиль-Греция+Кипр-Великобритания и Турция-Катар-Иран+(Ирак и Сирия с Ливаном). Впрочем, Турция в последние месяцы делает настойчивые шаги к примирению с Израилем и восстановления посольств, условие Иерусалима – ликвидация военного крыла ХАМАС в Стамбуле вполне реализуемо, так как Турция нуждается в израильском посредничестве для восстановления отношений с США. Ну вот такой клубок в крайне упрощенном виде, глубже не вдаюсь, как у нас говорят, «без поллиттры не разберешься», но в данном случае и многих литров не хватит. Надежных союзников в тех краях не бывает, всем движет материальная выгода, часто – сиюминутная. Тот, кто в данный момент слабее, старается лавировать между более сильными, периодически подставляя и сталкивая своих партнеров при помощи третьих рук, нанятых за скромную плату.

AD-text-1
Было бы несправедливо не сказать ничего про Сирию, тем более для нас она имеет ключевое значение, нам бы сейчас эти деньги на медицину. По Сирии никакого сотрудничества с США и ЕС не будет, пока у власти Асад, все расходы как были на плечах России и Ирана, так и останутся, а обстановка там опять разогревается на большей части территории, уже подразделения Хизбаллы отказываются воевать с восстанавливающимися ячейками ИГ (запрещено в РФ) и приходится бросать в бой афганских хазарейцев из бригад Фатимийюн. И нужно понимать, что Асад нам не союзник, просто другие будут явно против нас, а этот хоть маневрирует. То есть, если кто всерьез подумал, что мы там, как обещано было в 2015 г., «примерно на полгода», это напрасно, мы там навсегда и за свой счет.

Китай

А вот это явно ключевое направление, первые заявления на этот счет уже сделаны новыми руководителями американских силовых структур. Можно не сомневаться, что Байден еще более активно и громко будет поддерживать Тайвань, возмущаться нарушениями соглашений по Гонконгу, посылать авианосные ударные группировки к Парасельским островам и т. д.

Китай остался единственным явным бенефициаром пандемии, это единственная крупная экономика, которая в прошлом году выросла, хотя темпы роста существенно сократились, но остальные-то вообще в минусе… В Китае приступила к работе международная миссия, которая должна установить причину появления не совсем обычного вируса, возможно, результаты ее работы послужат триггером очередного витка шумных споров. Отношения США с Китаем точно описываются нашей поговоркой – «вместе тесно, врозь скучно». Обе страны сильно зависят друг от друга. Вообще китайское экономическое чудо обязано своим рождением крупнейшей в мире американской сети гипермаркетов WallMart, показательно, что эта сеть не проявляла ни малейшего интереса к России. Китай жестко конкурирует с США на всех рынках, США обвиняют Китай в повальном промышленном шпионаже и незаконном использовании американской интеллектуальной собственности, хакерских атаках (как и Россию). Но без Китая американская экономика тоже сейчас не может, впрочем, угрозы китайских контрсанкций трудно воспринимать всерьез – тот же отказ от поставок в США редкоземельных металлов ударит по китайской экономике не меньше, чем по американской, кроме того, может подстегнуть развитие альтернативных технологий.

AD-text-2
Но думать, что две приоритетные американские цели — сдерживание Китая и России — делают нас союзниками – слишком упрощенно, Китай и для нас опаснейший конкурент, мы об этом не раз говорили, достаточно посмотреть на китайскую активность в Центральной Азии и на Кавказе, вспомнить как китайские банки начали применять к нашим промышленникам американские санкции и т. д. Китай всегда будет империей в себе, он не нуждается в союзниках, он принимает к себе исключительно провинции, хотя во времена концепции «Один пояс – один путь» провинции теперь не столько физические, сколько финансовые, например, Эфиопия и не только, но от этого провинции не перестают выполнять волю Поднебесной, например «правильно» голосовать и выступать в ООН.

Трампизм по наследству

Как у Трампа не получилось отказаться от наследия Обамы, например, в системе «Обамакеар» - как окрестили систему медицинского страхования – Трамп обещал ее кончить, а на самом деле развил, так и Байден почти наверняка продолжит следования по многим тропам «трампизма». Да, в Соглашение по климату и в ВОЗ Байден США вернул в первый же час, стену мексиканскую заморозил, пообещал пересмотреть решение Трампа о выводе американских войск из Германии и в целом отношения с другими членами НАТО, но только третий из этих шагов можно считать серьезным и то, если он будет реализован.
Но основные ключевые сюжетные линии, при всей неприязни к республиканцам, Байден продолжит. Трамп провел радикальную военную реформу. Он получил от Обамы армию, ориентированную на борьбу с террористами и максимум на «конфликты средней интенсивности» с региональными игроками типа Ирака или Ирана. Трамп вернул армию к временам холодной войны, когда противником будут стратегические державы с сопоставимым военным потенциалом – Китай и Россия. Соответственно изменилась подготовка личного состава и заказы на вооружения, нет сомнений, что Байден эту реформу продолжит. При Трампе «арабо-израильский конфликт» окончательно перешел в категорию фантазий чиновников нашего МИДа, Байден явно дал понять, что он продолжит ближневосточную политику Трампа, за это говорят и сделанные назначения. Похожая ситуация и с ядерной программой Ирана, как бы ни хотелось вернуться на исходные, Байден явно не собирается отступать. Сдерживание Китая – это тоже наследственная линия, она может быть дополнена усилением давления на Северную Корею.

Вероятно, уже весной мы многое поймем, в том числе и реальные перспективы нашей экономики.

AD-text-3
 

AD3 (desktop)